14 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Алексей Иванович Бычков: участник снятия Ленинградской блокады, преподаватель «термеха»

Новости

В НЭТИ Алексей Иванович Бычков проработал 18 лет, преподавал на кафедре теоретической механики машиностроительного факультета (МСФ), с 1998 г. — механико-технологический (МТФ).

Родился в Новосибирске в 1916 году. Детство, юность, учеба прошли в родном городе. На военную службу был призван Ипподромским районным военным комиссариатом 25 октября 1940. Воевал с декабря 1941 по ноябрь 1942 года на Волховском фронте в составе 2-й армии, 857 стрелковый полк, 294 стрелковая дивизия. Воинское звание — старший лейтенант. Воинская должность — помощник начальника штаба полка. Полки дивизии были сформированы из сибиряков. Дивизия успешно воевала и нанесла огромные потери противнику, но и свои потери были значительными… Пополняли дивизию несколько раз и в основном тоже сибиряками. Войска Волховского фронта боролись за Ленинград вместе с соединениями Ленинградского фронта и противостояли 11, 16, 18 немецким армиям, Группе «Север». Волховский и Ленинградский фронты сыграл важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда и полном освобождении города.

Старший лейтенант Бычков уничтожал огневые средства противника, обеспечивая успешные действия наших войск Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями.

Выпускники НЭТИ 1970—1980-х гг. до сих пор отлично помнят Алексея Ивановича Бычкова — преподавателя теоретической механики. Уважение и душевный трепет вызывал Алексей Иванович у студентов. Был преподаватель строг и основателен, считал теоретическую механику одним из основополагающих курсов для будущих инженеров. Впрочем, чувство юмора и понимание студенческой души Алексею Ивановичу тоже были не чужды.

Вот как вспоминает один из экзаменов выпускник НЭТИ ССФ (ФЛА) 1979 года Илья Зиновьевич Липский: «Первая партия сдавших уже закончила, следом из аудитории выходит А.И. Мы тотчас окружаем его, и как можем, стараемся отвлечь от двери: может быть, ребята смогут скатать ответы со «шпор». Нам все удается! Более того, А.И. сам приглашает нас пройти с ним к холлу пообщаться, чтобы не забивать узкий коридор. Переходим туда и начинаем забрасывать А.И. всяческими ну очень интересными темами, чтобы он подольше не возвращался в аудиторию. Ура! А.И обстоятельно беседует с нами, закуривает уже вторую «беломорину», а мы все разговариваем и разговариваем. Наконец, А.И. с сожалением смотрит на третью папиросу, прячет ее в пачку и говорит, мол, хорошо беседуем, жаль прерываться, но думаю, что все, кто хотел, списали, пора уже с ними побеседовать! И посыпались «неуды» в экзаменационную ведомость. Списанное не помогало, задав пару наводящих вопросов экзаменующимся, А.И. легко определял, кто чем «дышит». Можно было списать хоть весь конспект, но если не знаешь предмет, не понимаешь его, то «неуд» у Бычкова был обеспечен!

Про войну Алексей Иванович рассказывал крайне редко, но если и вспоминал, то с очевидным смыслом для внимавших ему студентов. Например, как он, пребывая в должности помощника начальника штаба полка, проучил одного крайне необязательного замкома роты, который никак не мог вовремя сдать ежедневное боевое донесение. Когда терпение Бычкова лопнуло, он приказал виновнику лично принести донесение в штаб батальона, днем и под огнем немцев. После такой «прогулки» виновник стал на удивление пунктуальным.

Разумеется, рассказ был с явным намеком на студенческую неорганизованность, лень и необязательность. Виртуозно умел Алексей Иванович изгонять беса лени из студенческих душ.

«Мы потом поняли, — делился в воспоминаниях Илья Липский, — что Бычков приучал нас к системному изучению технических дисциплин, причем не только теоретической механики. Освоив его курс, научившись систематически работать, мы достаточно уверенно смогли «пройти» другие сложные инженерные предметы: теорию машин и механизмов (ТММ — «Ты моя могила»), детали машин, гидравлику, аэродинамику и другие. Сами того не понимая, мы учились под руководством, а иногда и под нажимом Алексея Ивановича азам системного анализа, пониманию, что любая система, пусть даже не всегда совершенная, — это лучше, чем отсутствие порядка. Определенно нам крупно повезло, что мы прошли школу А. И. Бычкова».


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх