День психолога: вспоминаем вехи истории психологического образования в НГТУ НЭТИ
День российского психолога учрежден с целью популяризации профессии и повышения психологической культуры населения. Кафедра психологии и педагогики НГТУ НЭТИ подготовила большой спектр мероприятий и приглашает на них всех желающих.
Почему выбрана именно эта дата? 22 ноября 1994 года прошел учредительный съезд Российского психологического общества — главного профессионального сообщества психологов страны. С 2000 года в эту дату стали отмечать День психолога — сначала в МГУ, откуда традиция стихийно распространилась на российское психологическое сообщество. Удивительное совпадение, но именно в 2000 году в НГТУ НЭТИ провели первый набор (60 человек) на специальность «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии», а затем были открыты бакалавриат и магистратура по психологии, позволившие готовить квалифицированные кадры специалистов, успешно осваивающих современный рынок труда.
Несмотря на то, что обучать на психологов в техническом университете начали в 2000 году, психологическая кафедра НГТУ НЭТИ (сейчас — кафедра психологии и педагогики) существует уже более сорока лет, являясь одной из старейших среди вузов Новосибирска.
Еще в 1971 году в нашем вузе по инициативе и под руководством известного психолога, академика Б.Г. Ананьева и ректора вуза, профессора Г.П. Лыщинского были начаты работы по созданию одной из первых в стране психологических служб в системе высшего образования.
Сразу определились, что ядром службы должна быть группа квалифицированных психологов, получивших необходимую теоретическую и практическую подготовку и опирающихся на достижения научной психологической школы, имеющей достаточный опыт в изучении фундаментальных проблем индивидуальности.
Так, в 1971 г. в НЭТИ приехала группа выпускников факультета психологии ЛГУ (Е.И. Тютюнник, Л.Ф. Шеховцова и Л.В. Меньшикова) с целью проведения комплексных психологических и психолого-педагогических исследований под руководством академика Б.Г. Ананьева, многие годы возглавлявшего Ленинградскую школу психологии. Концепция индивидуальности человека, разработанная Б.Г. Ананьевым, послужила научной базой для начала прикладных исследований в НЭТИ и создания психологической службы.
В реализации проекта изучались отдельные подструктуры индивидуальности студентов (особенности познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер), а также их динамика в течение пяти лет обучения в вузе. Это были редкие для своего времени исследования, рассчитанные на многолетнее изучение индивидуального развития психологических функций студентов под влиянием высшего образования. Аналогов такого подхода в нашей стране нет и в настоящее время. Сейчас идеи Б.Г. Ананьева развиваются через изучение сотрудниками кафедры ПиП личной и профессиональной жизнеспособности студентов с целью улучшения образовательной среды вузы.
Накопленный научно-исследовательский потенциал в области прикладной психологии и технологии обучения позволил в 1987 году создать в НЭТИ кафедру педагогики и психологии, которую возглавила д-р пед. наук, профессор Станислава Ивановна Мещерякова. Под руководством С.И.Мещеряковой (до 1996 г.) кафедра координировала направления педагогических исследований в вузах города и работу по профессиональной психодиагностике в регионе, что позволило получить статус межвузовской кафедры педагогики и психологии.
С возрастанием значимости таких общечеловеческих ориентиров, как творчество, интеллект, общение, взаимопонимание, появилась необходимость создания новых учебных курсов, которые раскрывали бы ценность этих понятий для студентов. Одним из них стал курс «Психология личности», введенный в НЭТИ сначала в экспериментальном варианте для студентов факультета летательных аппаратов, а затем и для всех технических специальностей вуза.
С 1997 по 2015 год кафедрой руководила д. психол. наук, профессор Лариса Владимировна Меньшикова (при ней кафедра была переименована в кафедру психологии и педагогики).
Вскоре после создания при кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования, а в 2010 г. — по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии.
В 2001 г. при кафедре была организована лаборатория экспериментальной психологии, на базе которой велись несколько учебных курсов и научные психологические исследования.
Кафедра ПиП развивается, пополняя штат своими выпускниками, и сегодня по показателю «средний возраст сотрудника» является одной из самых молодых в вузе.
С 2016 года под руководством Яны Альбертовны Мазуренко при кафедре работает научно-образовательный центр «Психологическое консультирование», успешно реализующий программу профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование и психологическая коррекция».
Кафедра психологии и педагогики активно сотрудничает с Институтом психологии РАН, Новосибирским городским центром психолого-педагогической поддержки «Родник», Главным управлением Федеральной службы судебных приставов, Институтом семейной и групповой психотерапии, другими вузами страны.
Сегодня основными направлениями подготовки являются бакалавриат 37.03.01 «Психология личности и психологическое консультирование», магистратура 37.04.01 «Психологическое консультирование и психотерапия».
Многие выпускники кафедры ПиП являются практикующими специалистами: работают в психологических центрах и ведут частную практику, заняты в сфере управления персоналом, а также в образовательных организациях.