В Москве представили обновлённые принципы развития молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузах
Пространство университета для развития потенциала личности предлагается формировать с учётом модели «обучение служением» и «образование через ответственность». Реализация этих принципов поможет развитию у студентов созидательного мировоззрения и причастного отношения к государству и его истории. Конгресс собрал более 700 проректоров со всей России, представителей федеральных органов исполнительной власти, Росмолодёжи, аппаратов полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Необходимость опираться на традиционные ценности российского общества при реализации воспитательной деятельности в университетах отметил в своём выступлении на пленарном заседании конгресса начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков.
«Понятие «образовательная услуга» ушло в прошлое. Сегодня образование — это обучение плюс воспитание, формирование мировоззрения гармонично развитой личности. Этот процесс невозможен без понимания тех духовно-нравственных ценностей, которые объединяют наше общество», — подчеркнул Сергей Новиков.
Обращаясь к сообществу проректоров и профессорско-преподавательского состава, глава Минобрнауки России отметил, что ситуация с воспитательной деятельностью в стране начала кардинально меняться.
«Мы стремимся к тому, чтобы воспитательная деятельность была неразрывно и органично связана со всеми другими направлениями в университете. Сегодня более чем у 400 вузов есть ответственные проректоры по молодёжной политике и воспитательной деятельности. Суть этой работы отличается творческим и индивидуальным подходом к студентам в зависимости от их специальности и интересов. Я хотел бы настроить вас на кропотливую, последовательную работу, ведь только объединившись, мы можем достичь поставленных целей», — отметил Валерий Фальков, обращаясь к участникам заседания.
Обновленный вектор реализации воспитательной деятельности и молодёжной политики в университетах разработан Минобрнауки России совместно с Росмолодёжью, сообществом профильных проректоров, преподавателей и студентов с учетом актуальных изменений повестки и результатов работы Минобрнауки в 2022 году.
Важным запросом, отмеченным участниками конгресса, является выстраивание единой бесшовной системы воспитания и образования, которая вовлекает все институты молодёжной политики в командную работу и непрерывно сопровождает молодого человека на каждом этапе его взросления и развития. Принципиально важными становятся консолидация усилий и синхронизация действий ключевых акторов молодёжной политики, одним из которых представляются студенческие сообщества.
Проректор по молодежной политике НГТУ НЭТИ Людмила Можейкина приняла активное участие в работе конгресса. «Образование в настоящее время — это целостное пространство обучения и развития личности студента, его мировоззрения, ценностей и компетенций, — поддержала министра Людмила Борисовна. — Мы в НГТУ НЭТИ стремимся к тому, чтобы воспитательная деятельность была неразрывно и органично связана со всеми другими направлениями в университете. Именно на этом выстраивается обновленный вектор реализации воспитательной деятельности и молодёжной политики в университетах, разработанный Минобрнауки России совместно с Росмолодёжью и сообществом профильных проректоров».
Одним из ресурсов поддержки реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности станет в 2023 году грантовый конкурс Росмолодёжи для вузов. Впервые до 30% гранта университеты смогут потратить на укрепление материально-технической базы. Вузы должны стать центрами формирования региональной, окружной и всероссийской повестки государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности. Предусмотрена возможность расходов до 50% грантового бюджета на реализацию мероприятий всероссийского и окружного уровней, до 30% — на реализацию мероприятий регионального уровня. Максимальные расходы на реализацию мероприятий вузовского/факультетского уровня составят 20%. Приём вузовских заявок стартует уже 25 января 2023 года.
В рамках конгресса прошла специальная стратегическая сессия Росмолодёжи, на которой представлена концепция «Жизненный путь студента», объединяющая все инструменты, продукты и решения вокруг задачи становления гармонично развитой личности. Эксперты Росмолодёжи вместе с проректорами вузов сформировали план реализации задач государственной молодёжной политики с учётом жизненного пути молодого человека в вузе.
Опираясь на запрос студентов на свободные от административного влияния пространства для самореализации, в сентябре этого года Минобрнауки России совместно с Росмолодёжью открыли «Студ.Пространства». Это социальная франшиза, сеть точек равного доступа к продуктам Росмолодёжи, Минобрнауки, президентской платформы «Россия — страна возможностей» и других партнёров проекта. Идея «Студ.Пространств» разработана самими студентами для создания комфортных точек работы и развития молодёжи, вовлекающей среды, которая поможет студентам найти и реализовать свои мечты и таланты в России. На сегодняшний день уже запущено 9 вузовских «Студ.Пространств».
Методической базой кадрового развития воспитательной деятельности в вузах станет стартовавшая в текущем году в Центре знаний «Машук» программа «Голос поколения.Проректоры». Программа не просто обучающий курс — она важный этап формирования сообщества проректоров и специалистов профильных подразделений вузов, которое будет формулировать единый смысловой каркас воспитательной деятельности и молодёжной политики. В 2022 году около 500 сотрудников вузов уже прошли очное обучение по программе.