Директор ИСТ приняла участие в круглом столе Совета Федерации Федерального Собрания РФ
25 апреля по инициативе сенатора Елены Писаревой в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошёл круглый стол на тему «Актуальные вопросы и перспективы профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», в котором приняла участие директор Института социальных технологий НГТУ НЭТИ Людмила Осьмук.
В обсуждении приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Римма Галушина, Людмила Скаковская, Петр Тултаев, член Комитета СФ по социальной политике Анастасия Жукова, представители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства труда и социальной политики РФ, органов государственной власти субъектов РФ, руководители образовательных организаций в области инклюзивного образования, участники общественных организаций. Елена Писарева отметила, что тема инклюзии чрезвычайно широка. Она требует межведомственного взаимодействия сфер образования, здравоохранения, социальной защиты.
Сенатор напомнила, что социальная и профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью внесена Правительством РФ в перечень приоритетных задач государства. В декабре 2021 г. был утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц.
Заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев рассказал о деятельности ведомства в этой сфере. Он коснулся вопросов профориентационной работы в рамках проекта «Билет в будущее», профессионального обучения в рамках проекта «Профессионалитет», необходимой методической поддержки. Министерство просвещения РФ в 2021 г. создало Федеральный методический центр по инклюзивному образованию.
Людмила Осьмук, директор ИСТ НГТУ, выступила с докладом от сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в котором обозначила ключевые проблемы инклюзивного образования. Сегодня при поступлении на специальности среднего профессионального образования отсутствует особая квота для лиц с инвалидностью и ОВЗ, вследствие чего они не могут конкурировать с абитуриентами с нормой здоровья. Ситуация воспринимается абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ и их родителями как нарушение прав. Людмила Осьмук отметила, что необходимо ввести образовательные сертификаты для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, поступающих на специальности среднего профессионального образования, призеров предметных всероссийских и международных олимпиад и конкурсов. А также поддержать всероссийские предметные олимпиады для учеников выпускных и предвыпускных классов специальных и инклюзивных школ (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха) и внести их в реестр всероссийских олимпиад.
По итогам обсуждения за основу принят проект решения, нацеленный на совершенствование вопросов профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.