Семинар-вебинар «Стартап как диплом» собрал 120 участников из 4 стран
В настоящее время особенно актуально обсуждение процесса становления данной практики, поскольку уже накопились сложности, с которыми сталкиваются вузы, а также, благодаря опыту ведущих вузов, найдены некоторые решения и лайфхаки.
Старт данной практики был дан в ДВФУ и ТПУ в 2017 г., далее в 2019 подключились ИТМО, МФТИ, РАНХиГС, в 2020 г. — НГТУ НЭТИ, ИрНИТУ, УрФУ. По данным пресс-центра МинОбр РФ, в 2021 более 40 вузов проводили защиты в данном формате.
В рамках семинара был представлен опыт становления и реализации практики «Стартап как диплом» Новосибирским государственным техническим университетом НЭТИ, Дальневосточным федеральным университетом, Национальным исследовательским университетом ИТМО, Университетом Иннополис.
Программа семинара включала доклады участников и дискуссию.
Доклады:
М. Ибрагимова. «Стартап как диплом: опыт университетов в развитии предпринимательства в макрорегионе» (г. Владивосток, ДВФУ).
В ДВФУ Технопарк «Русский» курирует реализацию практики «Стартап как диплом», также к этому подключены Центр проектной деятельности ДВФУ, центры НТИ региона, школы и институты ДВФУ. Вовлечение студентов в практику ведется через хакатоны и образовательные интенсивы, онлайн-Акселератор, программу поддержки молодежного предпринимательства «Дальневосточный Старт». Команды студентов выходят на защиты с предпринимательскими и технопредпринимательскими проектами.
Г. Габдрахманова. «StartupHouse как инструмент развития предпринимательства в университете» (г. Иннополис, Университет Иннополиса).
В университете Иннополис реализована мощная инфраструктура для развития молодежных старапов: реализуется межвузовский индустриальный акселератор, запущена сетевая стартап-студия, идет набор на новую магистерскую программу «Технопредпринимательство». В данной программе условием ее успешного завершения будет открытие юридического лица и старт коммерческой деятельности.
Е. Горевая. «Особенности подготовки технологических стартапов в рамках программы «Стартап как диплом» (г. Новосибирск, НГТУ НЭТИ).
В НГТУ НЭТИ для реализации практики «Стартап как диплом» используются такие «точки входа» в практику как проектная деятельность, хакатоны и мейкатоны, образовательный интенсив Founder и акселерационные программы, профильные дисциплины (стартап-проектирование, управление инновациями), резидентство СБИ «Гараж» и напрямую через подачу заявлений в экспертную комиссию. Для получения рекомендации о защите в формате «Стартап как диплом» студенту необходимо прослушать курс по Стартап-проектированию и/или пройти акселерационную программу, разработать MVP и либо привлечь грантовые средства или инвестиции, либо сделать первые продажи.
А. Гопка. «Трансфер технологий в вузе: от программы «Стартап как диплом» до Центра трансфера технологий и выхода на рынок» (г.Санкт-Петербург, ИТМО).
В ИТМО реализована полная интеграция подготовки бизнес-тезиса (ВКР-С) в учебный процесс с использованием возможностей внешней экосистемы. Индивидуализации образовательного процесса позволяет на первых курсах скорректировать образовательную программу студента с фокусом на предпринимательский трек. Студент может сам выбрать стартап и подобрать для себя наиболее подходящую роль в его команде. В ИТМО реализована система предпринимательских дисциплин на первых курсах, также проходит образовательный онлайн-интенсив ABT.itmotech и бизнес-игра TECHNO GENESIS.Темы для бизнес-тезиса (ВКР-С) формулируется на основе предложений студентов или подбирается из Банка идей, сформулированных отраслевыми лидерами.
В рамках дискуссии обсуждались следующие вопросы:
отбор проектов в практику «Стартап как диплом»;
Спикеры рассказали, что отбор проектов во всех вузах проводится экспертной комиссией. Студенты самостоятельно предлагают темы стартапов или подключаются к одной из действующих стартап команд, в ИТМО используется "Банк идей" и подбор студентов в команды, занимающиеся разработкой и продвижением технологических разработок вуза.
вовлечение студентов и профессорско-преподавательского состава в практику «Стартап как диплом»;
Вовлечение студентов реализовано в вузах по-разному: в ДВФУ студенты участвуют в онлайн акселераторе и запускают проекты на базе Технопарка «Русский»; в НГТУ используется набор мероприятий СБИ «Гараж» и этот процесс частично интегрирован в образовательный процесс через дисциплины «Стартап-проектирование» и «Управление инновациями»; в ИТМО вовлечение студентов и ППС полностью встроено в образовательный процесс.
разработка нормативной базы регламентации практики «Стартап как диплом»;
В вузах, которые представляли спикеры, разработаны регламентирующие документы, с которыми можно ознакомиться на сайте университетов. Защиты в ИТМО и ДВФУ проходят в отдельно создаваемых ГЭК. В НГТУ в каждый ГЭК, в котором защищаются такого вида работы, вводятся дополнительно внешние эксперты с бизнес-опытом.
критерии успешности проектов и их коммерциализация;
Спикеры были едины в определении критериев успешности стартапов. Успешным считается стартап, в котором есть команда, стартап представляет реально действующий проект, к моменту защиты разработан MVP, в проект привлечены инвестиции и/или имеются первые продажи, а также проект имеет потенциал масштабирования.
как оставить успешные стартапы в орбите вуза, чем они могут быть интересны вузу.
Чтобы оставить успешные стартапы в орбите вуза, необходимо вовлекать ППС в наставничество и консультирование студенческих стартап-проектов, предлагать взаимовыгодные условия для работы стартапов на базе технопарка университетов, заниматься совместным PR-продвижением. Успешные стартапы интересны вузам с позиции наращивания инновационных и предпринимательских компетенций внутри самого вуза, развития партнерских отношений и с позиции поддержки успешных проектов с целью получения последующих вложений в эндаумент-фонд университета. Немаловажным является PR университетов через публикации об успешных стартапах, которые запустили их студенты, через активные коммуникации и сотрудничество с молодыми инновационными компаниями.
Семинар вызвал большой интерес участников. По итогам дискуссии было предложено продолжить коммуникации в созданном чате и обмениваться решениями, нормативными документами и концепт-шаблонами по реализации этой практики.
Выражаем большую благодарность организаторам, участникам и спикерам мероприятия!