Миссия выполнима
Интервью
Первые две миссии университетов хорошо известны — это образовательная и научно-исследовательская. Сегодня университеты полноценно реализуют третью миссию, демонстрируя не только активную вовлеченность в городскую и региональную повестку, но также инициируя и поддерживая претворение в жизнь социально значимых проектов. О том, какова практика реализации третьей миссии Новосибирским государственным техническим университет НЭТИ и о роли гуманитарных факультетов в инженерных вузах, мы поговорили с доктором социологических наук, членом команды проекта NETI Space Надеждой Дмитриевной Вавилиной.
— Каким образом НГТУ НЭТИ воплощает третью миссию университета?
— Я пришла в НЭТИ в 1977 году — уже тогда именно университет выступал носителем особой культуры и уже тогда можно было говорить о реализации третьей миссии. НЭТИ был носителем идеологии, тем местом, где формировались судьбы целых поколений. Что касается сегодняшней реализации третьей миссии, последние годы мы привыкли жить в проектном поле, в идее проектности. И университеты реализуют бесконечное число проектов, ориентированных на третью миссию. Я принимаю участие в проекте Школа лидеров молодежных добровольческих команд по развитию городских пространств «Моя территория». Проект реализуется при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Он ориентирован на конкретные задачи конкретных территорий. Мы провели форсайт-сессию, направленную на прогрессивное проектирование будущего города Бердска. Сам проект «Моя территория» имеет непосредственное отношение к реализации третьей миссии: все, кто, задействован в Школе лидеров, внесут свой вклад в региональное развитие.
— Как университет может влиять на решение вопросов, связанных с городской проблематикой?
— Во-первых, этими проектами. Во-вторых, он может выступать носителем идеологии. Из стен университета выходят люди, которые будут носителями идей. Выпускники нашего проекта будут знать, что такое форсайт, будут понимать, как его провести, и транслировать это знание в своих сообществах. Обмен, взаимодействие, влияние одного сообщества на другое, носительство новый идей — это и есть третья миссия университета.
Университеты способны увидеть вокруг себя всё критически, а значит повлиять на принятие определенных решений властью или другими социальными институтами.
— Какова роль гуманитарных факультетов в инженерных университетах?
— Если не будут нужны гуманитарии, то кто скажет, что нужны инженеры? Идею технологических укладов (а мы сейчас переходим в шестой технологический уклад*), родили не инженеры, эту идею родили социологи, философы, экономисты. Если их не будет в техническом университете, кто скажет миру, сообществу, стране, власти, государству, что нужны инженеры? Кто скажет о пределах искусственного интеллекта, о пределах человеческих возможностей? Вот какова роль гуманитариев в инженерных вузах.
* Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.
— Я пришла в НЭТИ в 1977 году — уже тогда именно университет выступал носителем особой культуры и уже тогда можно было говорить о реализации третьей миссии. НЭТИ был носителем идеологии, тем местом, где формировались судьбы целых поколений. Что касается сегодняшней реализации третьей миссии, последние годы мы привыкли жить в проектном поле, в идее проектности. И университеты реализуют бесконечное число проектов, ориентированных на третью миссию. Я принимаю участие в проекте Школа лидеров молодежных добровольческих команд по развитию городских пространств «Моя территория». Проект реализуется при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Он ориентирован на конкретные задачи конкретных территорий. Мы провели форсайт-сессию, направленную на прогрессивное проектирование будущего города Бердска. Сам проект «Моя территория» имеет непосредственное отношение к реализации третьей миссии: все, кто, задействован в Школе лидеров, внесут свой вклад в региональное развитие.
— Как университет может влиять на решение вопросов, связанных с городской проблематикой?
— Во-первых, этими проектами. Во-вторых, он может выступать носителем идеологии. Из стен университета выходят люди, которые будут носителями идей. Выпускники нашего проекта будут знать, что такое форсайт, будут понимать, как его провести, и транслировать это знание в своих сообществах. Обмен, взаимодействие, влияние одного сообщества на другое, носительство новый идей — это и есть третья миссия университета.
Университеты способны увидеть вокруг себя всё критически, а значит повлиять на принятие определенных решений властью или другими социальными институтами.
— Какова роль гуманитарных факультетов в инженерных университетах?
— Если не будут нужны гуманитарии, то кто скажет, что нужны инженеры? Идею технологических укладов (а мы сейчас переходим в шестой технологический уклад*), родили не инженеры, эту идею родили социологи, философы, экономисты. Если их не будет в техническом университете, кто скажет миру, сообществу, стране, власти, государству, что нужны инженеры? Кто скажет о пределах искусственного интеллекта, о пределах человеческих возможностей? Вот какова роль гуманитариев в инженерных вузах.
* Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.